Эдвард Резерфорд. «Лондон»

или история глазами мультяшек

В ту далекую эпоху отступившее море оставило после себя на юго-востоке мыса бесплодную местность – черную сланцевую плиту. Безмолвная и голая, лежала она подобно тверди неизвестной планеты, и серый камень перемежался лишь с мелкими заводями. Еще более древние силы, скрывавшиеся в недрах земли под сланцевой толщей, вознесли на две тысячи футов отлогий гребень, пересекавший ландшафт на манер исполинского волнолома.
Таким это место сохранялось долго – серым и погруженным в немоту, исполненным неизвестности того же сорта, что свойственна бескрайней тьме перед рождением.

Вот так по-лавкрафтовски монументально, с поэзии геологических процессов начинается книга Эдварда Резерфорда «Лондон». Эта книга заявлена как биография города и должна рассказать читателям, как он образовался, менялся и развивался в соответствии с историческими периодами. И, насколько я могу судить по прочитанному автор вполне справляется с ожиданиями. И в том, что касается исторической части, у меня нет никаких претензий. Естественно и красиво автор описывает как выглядела местность в каждом из рассказов. Образование и взаимоотношения сословий, различные бытовые описания подаются ненавязчиво и изящно.

Роман «Лондон» может заставить вас полюбить историю – заявляет «Таймс» Роман мог бы заставить полюбить историю. Но в книге есть ещё и ху… дожественная часть (молодец, Roxi, ты справилась).

По задумке автора на страницах книги выдуманные персонажи встречаются с реальными историческими личностями и, так или иначе, принимают участие в не менее реальных исторических событиях. И, в каждой последующей истории (всего их 15, но некоторые относятся к одному и тому же периоду) читателю предстоит встретить потомка или потомков героев предыдущей истории. И, видимо не найдя других выразительных средств автор решил снабдить разные семьи генетическими метками.

Поначалу я не придала особого значения перепонкам между пальцами, которыми отметил автор персонажей начальных историй, и которые почему-то именовались «смешными». Но в сочетании с постоянными напоминаниями, что именно этот парень с перепонками потомок того парня с перепонками из предыдущей истории, такая «метка» постепенно начала раздражать. Хотя я наивно осмелилась предположить, что это такая грубая пасхалка на все того же Лавкрафта. Шаблонность событий и характеров персонажей была умеренной и простительной, пока автор не решил рассказать по-настоящему интересную с его точки зрения историю. Она была бы интересна и мне, если бы чуть ли не в каждом абзаце мне НЕ подчеркивались физические особенности (генетические метки) персонажей в ней участвовавших. Да-да. Парень с перепонками не один такой. Есть ещё Силверсливз. Его нос столь характерен и длинен, что ему (носу) посвящен отдельный абзац, и это не могло не вызвать у меня некоторого напряжения…

Шаблонность персонажей настолько очевидна, что я не могу подобрать достойных эпитетов. Персонаж гадок? Значит, он отвратительно себя ведет и подчеркнуто неаккуратно ест. Персонаж – трагическая фигура? Значит, он нарочито ущербен и «снабжен» таким количеством физических недостатков, что уже не вызывает даже жалости, скорее брезгливость. Брезгливость усиливает способ мелкой и «пахучей» мести, который он избрал для своего мучителя. И все последующие хорошие поступки уже не могут исправить произведенное впечатление.

«Они, хотя и знали о его успехах, были бы удивлены, увидев, как порхают его пальцы в столь поздний час, а сам он пребывает наедине с наставником». В это странное предложение я влепилась как во внезапно возникшую на пути кирпичную стену.

Вы думаете это все? Нееет. Резерфорд закрепляет успех, вставляя в конце чуть ли не каждого эпизода, спойлер-банальность типа «они не знали, что за ними наблюдали», а его персонажи то и дело изрекают что-нибудь бессмысленно-пафосное.

Ещё один «пахучий эпизод», видимо поразивший воображение автора подстерегает в исторической части.

Но даже это ещё не все. Нарочитое подчеркивание и разжевывание очевидного – вот самое страшное оружие Резерфорда. «Барникель пришел!» завершает он описание «внезапного» появления рыжебородого гиганта  с секирой… после того как чуть ли не в каждом эпизоде с Барникелем напоминал читателю, что этот герой рыжебород, огромен и громкоголос (про секиру он тоже не забывал напоминать).

Я искренне надеялась, что следующая история будет лучше…

«В отдалении же стоял, привалившись к стене совсем ещё молодой человек с очень длинным носом. Сидевшие за столом хорошо его знали. Многообещающий клирик. Но почему в сей теплый июльский день он был бледен, словно призрак?
Его звали Пентекост Силверсливз. *
Они знали. Они не сводили с него глаз. Они все знали о том, что произошло прошлой ночью.»

*Примечание от меня: видимо потому и был бледен, судя по контексту

Нет, разумеется я слишком глупа и без этого чертового носа не догадаюсь что этот Сильверсливз потомок того Сильверсливза… Но Резерфорд несказанно милостиво разъясняет мне это чуть позже. Спасибо ему огромное и низкий поклон. Ранее вышедший «Париж» и недавно поступивший в продажу «Нью-Йорк», «Лондон» не оставил вам шансов, уж простите мою слабость.

Возможно, в оригинале книга лучше и то, с чем мне довелось столкнуться на её страницах, всего лишь последствия отвратительного перевода и бездарной редактуры. Но лично я в этом сильно сомневаюсь, потому что тогда и историческая часть была бы  в разы хуже.

Возможно, я просто чего-то не понимаю. Но, прочитав примерно треть, добравшись до Ричарда Храброе Сердце и поймав себя на том, что, переворачивая очередную страницу, задаюсь вопросом «где ж я так нагрешить умудрилась-то?», я окончательно и бесповоротно сдаюсь. И мне нисколько не стыдно по этому поводу.

Я не хочу знать, сохранят ли потомки Сеговакса перепонки между пальцами до наших дней, останутся ли Силверсливзы характерно длинноносыми, а Барникели рыжебородыми независимо от пола рыжими. Это знание, без которого я вполне могу прожить.

Вывод: Не все то золото, что хвалят Таймс, Дейли Телеграф, Нью-Йорк Таймс, и что переведено на 20 языков мира. (Да, очевидность – это заразно)

впервые опубликовано на форуме сайта «Все оттенки Тьмы»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s