Флориан Зеллер. «Наслаждение»

ЗеллерНо я уже не очень хорошо понимаю, о чем рассказываю. Образы больше не выстраиваются четко в моей голове, они наслаиваются друг на друга, и в конце концов звучит нечто вроде какой-то странной симфонии, ни темп которой, ни финальная тема больше от меня не зависят. Образы же – вот они: я вижу Робера Шумана, произносящего свою речь в защиту мира, я вижу, как Миттеран пожимает руку Колю в Вердене, я вижу Ионеско, сочиняющего последнее письмо папе римскому, и Чорана, с его сточной канавой. Я вижу Андре Бретона, который улыбается молоденькой девушке, и Викторию, раздевающуюся в гостиничном номере. Я вижу Мишеля Лейриса, склонившегося над письменным столом, и Бетховена, умирающего в одиночестве.

А еще я вижу Николя, который выходит из кафе, где он только что листал газету с объявлениями в надежде найти квартиру-студию с комнатой для ребенка. Теперь он неуверенно идет вперед по улице, словно солдат с какой-то бессмысленной войны, и я спрашиваю себя, о чем он думает. О встрече с продюсером?

© Флориан Зеллер. «Наслаждение»

Ну что тут сказать – когда автор перестает понимать, о чем думает персонаж и запутался в том, о чем говорит, книгу действительно пора заканчивать. И, да, я опять выдрала цитату для эпиграфа из заключительной части, потому что она наиболее лаконична и показательна.

Эта книга вышла в серии «Интеллектуальный бестселлер». Карманный формат, твердая обложка, 246 страниц шрифта чуть крупнее среднего. И пометка «Европейский роман». Но, как бы я не относилась к современному стремлению называть «романами» даже то, что и на повесть-то иной раз не тянет, право «Наслаждения» именоваться так я оспаривать не буду.

История, лежащая в основе повествования, довольно банальна. Тысячи пар, по всему миру начинают свои взаимоотношения, полные романтических надежд и возвышенных ожиданий. И тысячи же расстаются, унося с собой опустошение и разочарование. Это настолько обыденно, что не тянет даже на рассказ. Но Зеллер весьма творчески подошел к воплощению этой истории.

На протяжении всего произведения Зеллер упоминает различные исторические и политические события во Франции и в Европе в целом*, факты из жизни Бетховена, Сартра и других личностей, цитаты из различных книг. И увязывает это все в единое целое со взаимоотношениями своей довольно интеллектуальной парочки, расцвечивая тем самым банальную историю довольно интересными параллелями. Он вкладывает в головы героев мысли, созвучные идеям классиков и размышления о прочитанном. И это, по большому счету, здорово, и могло бы сделать эту книгу весьма увлекательной для меня несмотря на вполне прогнозируемый финал… Но.

Некоторые сцены этой книги пришли из некоего идеализированного мирка эротических фантазий, имеющего мало общего с реальностью. И скрыть весьма неприглядные аспекты одной из сцен за поэтизацией и романтизацией мягко говоря не удалось. А кое-какие образы, использованные Зеллером заставили меня смеяться буквально до слез, хотя сомневаюсь, что автор собирался придать повествованию комичный оттенок.

Что же касается попыток влезть в голову главной героине, то тут все обстоит ещё хуже. Я не говорю, что её реакции так уж сильно странны, но после прочтения книги, у меня появилось стойкое ощущение что Зеллер не просто не понимает женщин, а… как будто видел их только издали и на страницах книг. Таких, например, как «Эммануэль». А может, образ Полин, это образ все из того же полного очарования идеализированного мирка, который я упомянула выше, и в который к концу книги Полин благополучно перестала вписываться. А может это просто собирательный образ, состоящий из реакций героинь разных книг. Кроме «Эммануэль» я обнаружила плохо замаскированную отсылку к новелле «С широко закрытыми глазами».

И в результате интересная и яркая общая идея книги очень много теряет за счет непроработанных образов, недостоверных элементов и довольно глупых сравнений. Короче, как обычно, «дьявол кроется в деталях».

*как минимум одно из них в корне не верно, но видимо Зеллер рассчитывал, что читатели из далекой России никогда не прочтут сие творение французского гения, а потому не стал перепроверять факты.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s