Лорен Оливер «Прежде чем я упаду»

лоренПонимаете, суть в том, что вы не знаете заранее. Не пробуждаетесь с дурным предчувствием. Не видите теней в ясный полдень. Забываете сказать родителям что любите их, или как в моем случае вообще забываете с ними попрощаться.

© Лорен Оливер. «прежде чем я упаду»

«День Сурка» для девушки-подростка, с той лишь разницей, что следующий день для неё не наступит. На первый взгляд все прозрачно – Сэм должна что-то такое исправить, и/или исправиться сама, чтобы переход в посмертие таки состоялся.

Надо признать, что справилась она гораздо быстрее Фила Коннорса (гг Дня Сурка). Ей не пришлось учиться создавать ледяные скульптуры, ни осваивать игру на фортепьяно, ни узнавать подробности личной жизни каждого жителя своего города. Всего-то и потребовалось узнать причину враждебности своей лучшей подруги (Линдси) к одной из девочек в школе (Джулиет), бросить не вызывающего особых положительных эмоций, зато самого крутого парня школы, обнадежить другого парня, который, хоть и не крутой, но все же лучше первого и (спойлер) спасти чужую жизнь ценой своей.

Что я могу сказать… Подростковая логика, отрицающая возможность чувств у других, вне зависимости от степени взрослости этих самых «других», в этой книге действительно на уровне. Эгоистичные мысли, отторжение окружения, зверинец, официально зовущийся школой… все это показано просто замечательно. И я понимаю почему с этой книгой так носятся с момента её издания. Но петь дифирамбы глубокому психологизму, тонкому раскрытию персонажей и всему прочему я, пожалуй, не буду.

Мне не дает покоя мысль: а стало ли лучше, после того как главная героиня «исправила» ситуацию?.. Что собственно изменилось кроме самой Сэм? «Страшная» тайна враждебности Линдси к Джулиет оказывается с одной стороны банальной (для взрослого, не для подростка) а с другой смещает фокус с Сэм на её подругу. Потому и возникает этот вопрос, отданный в книге на откуп читателю – а что изменится после смерти Сэм?

Я где-то читала, что Оливер в процессе работы над книгой написала гораздо больше вариантов этого последнего дня, чем вошло в книгу. Понятия не имею чем «утвержденные» варианты лучше забракованных, но из окончания книги я могу сделать только один вывод. Однажды обоссанный (причем не главной героиней) спальный мешок, стоит того, чтобы главная героиня умерла.

Я не отрицаю, что Оливер говорит в этой книге правильные вещи. Но на мой взгляд и к моему сожалению, они практически ничем не подкреплены. А смещенный фокус в финале вообще испортил мне все впечатление.

К тому же многие моменты, раскрывающие Сэм, останутся только в памяти читателя, а не персонажей книги. Да и ситуация на момент заключительной смерти явно далека от разрешения в силу характеров персонажей. А потому, все вышесказанное превращает для меня это произведение в хорошо написанный, вызвавший отклик (на самом деле целую волну), гимн подростковому эгоцентризму. С довольно нелепым (с моей точки зрения) итогом.

P.S. В самый последний момент меня перестал устраивать эпиграф. А новый навел на мысль: А может в этом и был смысл? В том, чтобы после смерти Сэм родные и друзья говорили о ней «Как будто она знала заранее»? В конце концов она действительно знала, и не могла вести себя иначе. Но переписывать ничего уже не буду, потому что сказанного в отзыве новый эпиграф не отменяет.

Реклама

Лорен Оливер «Прежде чем я упаду»: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s