Мариз Конде. «Я, Титуба, ведьма из Салема»

Конде_ТитубаМою мать повесили.
Я видела, как ее тело с разбитым затылком крутится на нижних ветвях сырного дерева.
Она совершила непростительное преступление. Она ударила белого. Нет, она его не убила. В порыве неуклюжей ярости ей удалось лишь слегка порезать ему плечо.
Мою мать повесили.
Смотреть на казнь были созваны все рабы. Когда она испустила дух, из каждой груди вырвалась песнь гнева и возмущения, которую надсмотрщики заглушили сильными ударами кнутов из бычьих сухожилий. Я же, укрывшись между юбок какой-то женщины, чувствовала, что внутри меня что-то затвердевает, будто вулканическая лава, чувство, которое, должно быть, останется со мной навсегда, – смесь ужаса и скорби.
Мою мать повесили.
Когда ее тело закрутилось в пустоте, мне хватило сил потихоньку отойти в сторону, присесть на корточки и тут же опорожнить желудок в траву.
Чтобы наказать Яо за преступление жены, Дарнелл продал его плантатору по имени Джон Инглвуд, жившему с другой стороны пика Хиллаби. До места назначения Яо так и не добрался. По дороге ему удалось покончить с собой, проглотив язык.
Меня же, едва достигшую семилетнего возраста, Дарнелл выгнал на плантацию. Я могла умереть, если бы меня не спасла та солидарность рабов, которая редко подводит.

Титуба – одна из женщин, обвиненных в колдовстве во время Салемской истерии. В документальных свидетельствах того времени сохранились протоколы её допросов. Казни она избежала. А Мариз Конде, наткнувшись на свидетельства её жизни, не удовлетворилась найденными материалами и придумала ей судьбу.

Книга получилась остросоциальная. Мариз Конде сгребла в кучу почти все самые основные проблемы того времени. И даже почти избежала загроможденности этими социальными проблемами. Торговля людьми, расизм, зависимое положение женщин в обществе, религиозные предрассудки и нетерпимость. Вот это вот все, и ещё кое-что по мелочи. Но нет в этом какой-то выкручивающей руки и душу драмы. А может у меня к драмам уже выработался некоторый иммунитет, и я уже не воспринимаю некоторые вещи настолько остро. Или мистическая компонента сделала для меня историю Титубы чуть менее реальной.

Но читала я с интересом. Чувствовалось, что Мариз Конде проведет свою героиню через все испытания, и даст ей в конце хоть что-то такое, чего у неё уже никто не отнимет. Не в том смысле, что Титуба в конце победит и доживет годы своей жизни в сытости, тепле и довольстве. Подобное завершение в при заданных условиях (время, место, исторические реалии) практически невозможно.

Для полноты драмы, не хватило мне, пожалуй, ощущения бесправия. Да, Титубе, говорили, что она никто. Да, её перепродавали. Но все равно я воспринимала Титубу если не как хозяйку положения, то персонажа, могущего так или иначе повлиять на происходящее. Не всегда, но в большинстве случаев. Были и некоторые излишества, которые, как мне показалось, появились не в силу требования сюжета, а скорее в угоду общественным тенденциям.

И тут надо бы подвести какой-то итог. Но я не знаю, что ещё можно сказать. Я писала этот отзыв где-то две с половиной недели. Не потому, что книга наотрез не понравилась. Просто мне не писалось в принципе. И пора уже с ним заканчивать.

Мариз Конде. «Я, Титуба, ведьма из Салема»: 9 комментариев

  1. «По дороге ему удалось покончить с собой, проглотив язык.»
    Что-то свеженькое, потрясающее своей новизной, в практике самоубийств. 🙂
    Это как же можно проглотить свой язык и помереть? Или это был не его язык? Тогда чей? И что стало с тем, чей это был язык? 🙂

    Нравится

    1. Кстати не новенькое. Толи в каком-то фильме/сериале видел, толи читал где-то. Но там было не совсем проглотив, а «подавившись своим языком» или что-то типа того. Ещё были истории про «откусил язык и захлебнулся своей кровью»

      Нравится 2 людей

      1. Не, ну то, что можно подавиться языком, когда находишься без сознания — это одно. А так я пробовал язык себе в горло запихать — никак не получается. 🙂
        Про откусывание языка в курсе, читал где-то. 🙂

        Нравится

          1. Подавиться можно расслабленным языком. А пока человек в сознании, язык не расслабить. У него даже положение по умолчанию — прижатый к верхнему нёбу, т.е. напряженный. 🙂

            Нравится

Оставьте комментарий